Контакты

На? Адрес:

г. Нижний Новгород

Пос. Черепичный д.14 оф.222

На?и телефоны:

тел.: +7 (831) 413-38-64

моб.: +7 9202533864

моб.: +7 9202533864

Написать нам на Email

 

 
   
       
 
 
Уход
За Местом Захоронения
     
 
Обряд похорон - Православный

Действия, производимые над телом усоп?его, и молитвы о его ду?е до отпевания

Тело усоп?его тотчас по смерти омывается. Омовение совер?ается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умер?его и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умер?их. После омовения усоп?его одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усоп?его полагают в гроб, который перед тем кропят святой водой — снаружи и внутри, и в этом случае исполняя благочестивый христианский обычай — освящать всякую вещь, которой пользуется человек. Под плечи и голову кладут поду?ку. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усоп?его вкладывают крест, а на грудь кладут икону (обычно для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери). Это делается в знак того, что усоп?ий веровал во Христа, распятого на Кресте ради его спасения, и предал Христу свою ду?у, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию — лицом к лицу — своего Творца, на Которого при жизни возлагал все упование.

На лоб умер?его кладут бумажный венчик. Умер?ий христианин символически укра?ается венцом, как воин, одержав?ий победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевав?ими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими иску?ениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. Тело усоп?его по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усоп?ий, принадлежав?ий к Православной Церкви и соединив?ийся со Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его ду?е. Покров этот укра?ен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и Ангелов.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед дома?ними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) в знак того, что умер?ий пере?ел в область незаходимого света, в луч?ую загробную жизнь. Нужно сделать все необходимое, чтобы ничто ли?нее не отвлекало внимания от молитвы о его ду?е. Не следует в угоду бытующим суевериям класть в гроб хлеб, ?апку, деньги и другие посторонние предметы Затем над телом умер?его начинается чтение Псалтири — оно служит молитвой родных и близких о почив?ем, уте?ает скорбящих о нем и обращает к Богу их молитвы о помиловании его ду?и.

До погребения усоп?его Псалтирь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды. По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, ду?а его проходит стра?ные мытарства — своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения ду?е усоп?его этого перехода и служатся панихиды, помимо чтения Псалтири. Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая, продолжительная молитва; лития — усиленное народное моление. Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник — еще и с кадилом; в нем на горящих углях воскуривается ду?истый ладан для каждения, которое совер?ается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Свечи в руках молящихся выражают любовь к усоп?ему и теплую молитву за него. Совер?ая панихиду, Святая Церковь в своих молитвах сосредоточивает внимание на том, что ду?и усоп?их, восходя на суд ко Господу в страхе и трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, родные и близкие усоп?его просят облегчить его участь. Необходимо окружить тело усоп?его вниманием и почтением, так как, по учению Церкви, останки христианина являются святыней, потому что человек принимал в это бренное тело Святыню Господню — причащался Пречистых Христовых Таин.

С момента разлучения ду?и с телом долг родных и близких умирающего — поддерживать его ду?у молитвой. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв — «Канона молебного на исход ду?и», который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких. Народное название этого канона — «отходная молитва». Может быть, умирающий уже и не слы?ит молитвословий, но как при крещении младенца отсутствие у него осознания не умаляет тайного действия благодати Божией на ду?у умер?его, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей ду?и по вере и молитве близких, собрав?ихся у смертного одра.

По кончине над усоп?им обычно прочитывают литию (перед положением во гроб) и «Последование по исходе ду?и от тела» (оно содержится в молитвослове).

Древним православным обычаем является чтение Псалтири по усоп?ему. Боговдохновенные псалмы уте?ают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью ду?е, разлучив?ейся с телом. При этом не обязательно находиться рядом с почив?им, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.

Как известно, книга псалмов разделена на 20 частей — кафизм. Каждая из кафизм, в свою очередь, разделена на три части — «Славы». Когда Псалтирь читается за усоп?его, после каждой «Славы» надо прочесть так называемое малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды)», затем читается молитва «Помяни, Господи, Боже на?...» (см. с. 138), после которой «Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь», и далее — следующая «Слава».

Рекомендуется как можно рань?е заказать об усоп?ем сорокоуст — молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства — заказать сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальней?ем сорокоуст можно возобновлять или же сразу подать записку на долгосрочное поминовение — полгода или год. В некоторых монастырях и монастырских подворьях принимают на вечное поминовение (пока стоит обитель). Наконец, весьма полезно служить панихиды.

Хоро?о поминать усоп?его на так называемой «неусыпаемой Псалтири» — таком ее чтении, которое не прекращается ни днем, ни ночью. Круглосуточное чтение Псалтири с поминовением усоп?их совер?ается во многих монастырях и на монастырских подворьях.

Особый порядок молитв об умер?ем установлен Церковью на тот случай, если кончина и погребение при?лись на дни, следующие за праздником Пасхи — на Светлой седмице. Вместо заупокойного канона на Светлой седмице читают Пасхальный канон, а во всех случаях, когда положено читать Литию, поют пасхальные стихиры (на положение во гроб, на вынос тела из дома, до и после захоронения на кладбище). Благочестивое предание гласит, что умер?ие на Пасху (в продолжение Светлой седмицы) сразу попадают в рай, но поэтому не стоит умалять молитв за человека, умер?его в эти святые дни.
Отпевание

Отпевание и погребение обычно совер?аются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, то есть для умер?его в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания тело усоп?его приносится в храм, хотя отпевание может совер?аться и на дому. Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг умер?его. Кадило приносится в жертву Богу для умилостивления о почив?ем, в знак выражения его благочестивой жизни — жизни благоуханной, как святой фимиам. Каждение означает, что ду?а умер?его христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на небо, к Божию Престолу. Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер — здесь нет места гнетущей ду?у скорби и безнадежному отчаянию; вера, надежда и любовь — вот главные чувства, содержащиеся в последовании отпевания. Если родственники усоп?его иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника — всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами. Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совер?ается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение).

Поминальную кутью со свечой посредине ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутью (коливо) варят из зерен п?еницы или рисовой крупы, сме?ивают с медом или сахаром и укра?ают сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее воскресение умер?его. Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело умер?его должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства. Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усоп?его, состоит в видимом выражении уверенности живых в бессмертии почив?их, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа ?исуса Христа — как Христос, умерев плотью, воскрес и жив, так и мы, по слову апостола Павла, воскреснем и будем живы в Нем. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усоп?их в храм не вносят и отпевания не совер?ают. ?ногда усоп?их отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. Заочное отпевание получило боль?ое распространение в годы Великой Отечественной войны, когда родственники убитых на фронте получали извещения о смерти и отпевали их заочно.

Согласно церковным правилам, человек, сознательно покончив?ий жизнь самоубийством, ли?ается православного погребения. Для того, чтобы отпеть человека, совер?ив?его самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменное разре?ение правящего архиерея, подав ему про?ение, к которому обычно прилагается медицинское заключение о ду?евной болезни и причине смерти.

Служба отпевания состоит из многих песнопений. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разре?ительную молитву. Этой молитвой усоп?ий разре?ается (освобождается) от обременяв?их его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усоп?ий отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усоп?его его . родными или близкими.

Обычай Русской Православной Церкви давать разре?ительную молитву в руки умер?ему получил начало еще в XI веке, когда преподобный Феодосий Печерский написал разре?ительную молитву для приняв?его православную веру варяжского князя Симона, а тот завещал вложить эту молитву в его руки по смерти. Особенно содействовал распространению и утверждению обычая давать разре?ительную молитву в руки усоп?ему случай с отпеванием святого благоверного князя Александра Невского: когда приблизилось время вкладывать в его руки разре?ительную молитву, усоп?ий князь, как говорит летопись, сам простер свою руку для принятия ее.

После разре?ительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усоп?его обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усоп?его и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на кры?ке гроба.

Погребение

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умер?их — для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Трогательные обряды, совер?аемые Православной Церковью над умер?им христианином, — не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму, ни сердцу. Напротив, они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры, которые завещаны Самим Господом, известных еще от апостолов — учеников и последователей ?исуса Христа.

Погребальные обряды Православной Церкви несут уте?ение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм ду?и, на жизнь настоящую — как на время приготовления к жизни будущей и на смерть — как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная. По окончании отпевания тело усоп?его провожается на кладбище. Всякие положения покойного имеют в обряде погребения символическое значение. Дома покойника кладут головой к иконам, ногами к дверям в знак того, что он оставляет все в этом мире. В храме во время отпевания умер?ий кладется так, как он всегда стоял в храме, — лицом (то есть соответственно и ногами) к алтарю, престолу Божию, что выражает готовность предстать на суд перед Тем, Чьи дары пресуществляются на нем. ? в могилу умер?ий кладется лицом и ногами на восток, туда, куда он всю жизнь обращался с молитвой, — это символизирует уход усоп?его от запада жизни к востоку вечности (Господь в Священном Писании именуется «Восток свы?е»). Крест ставится в ноги в знак того, что по всеобщем воскресении, восстав, он будет готов взять с собой крест в доказательство своего звания христианина, которое он носил на земле.

Над крещеными младенцами совер?ается особое отпевание: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного — хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и соделались непорочными. В «Послании Восточных Патриархов» (чл. 16) говорится: «Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в Крещении и приняли Святого Духа в Миропомазании».

«Никто и никогда не сомневался в том, — говорится в «Догматическом богословии», — что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, существует ложное и довольно распространенное мнение, что умер?ие в младенчестве сподобляются особой, наивыс?ей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умер?их младенцев, естественно, мень?е, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгре?ными, но в то же время они не имеют «положительного наполнения», поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали».

Над некрещеными младенцами отпевание не совер?ается, так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совер?ается над детьми, умер?ими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

После погребения, да и в остальные дни тоже, не стоит устраивать на кладбище застолье с распитием спиртных напитков, когда центральным моментом поминок становится не молитвенное воспоминание усоп?его, а «заливание» горя по поводу его ухода в мир иной. Обычай этот языческий, в древности он назывался «тризнами». ?, конечно, соблюдение языческих обычаев приносит ду?е умер?его боль?ой вред — как известно, ду?а его в это время проходит испытания, и луч?е в это время усугубить молитвы, чем количество выпитого спиртного. Учитывая вредоносность этого обычая, следует постараться от него избавиться, хотя это, в силу сложив?ихся традиций, бывает не легко сделать.

Поминальная трапеза

Благочестивый же обычай поминать умер?их за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совер?аемого мирянином, в крайнем случае — хотя бы прочитать 90-й псалом или «Отче на?».

Первое блюдо поминальной трапезы — кутья (коливо). Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, следует самим окропить кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье. ? еще раз хочется напомнить, что спиртным усоп?их не поминают. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки — не повод для веселья. ?звестно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усоп?его, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отно?ения.

Христианину, пригла?енному на поминки близкого человека в неверующую семью, луч?е отклонить пригла?ение под благовидным предлогом, чтобы не гре?ить нару?ением поста и винопитием, подавая тем самым и соблазн окружающим.

Дни поминовения новопреставленных

Православная Церковь с глубокой древности сохраняет благочестивый обычай поминать усоп?их преимущественно в третий, девятый и сороковой дни, а также по про?ествии года в день смерти. Поминовение новопреставленных в известные дни Православная Церковь соблюдает по примеру Церкви Ветхозаветной, в которой для поминовения и оплакивания усоп?их назначались три, семь и тридцать дней после их кончины. В книге Чисел говорится: «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист» (Числ. 19,11-12). «? увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом ?зраилев тридцать дней» (Числ. 20, 29). «? оплакивали Моисея сыны ?зраилевы на равнинах Моавитских [у ?ордана близ ?ерихона] тридцать дней. ? про?ли дни плача и сетования о Моисее» (Втор. 34, 8). «? взяли кости их, и погребли под дубом в ?ависе, и постились семь дней» (1 Цар. 31,13). ? премудрый ?исус, сын Сирахов, говорит: «Плачь об умер?ем — семь дней, а о глупом и нечестивом — все дни жизни его» (Сир. 22, 11). «Сия же вся писана бы?а, — говорит апостол Павел, — в научение на?е» (1 Кор. 10,11). Кроме того, поминовение усоп?их Православной Церковью имеет отно?ение ко многим весьма важным событиям в Царстве благодати, например, погребение тела на третий день и поминовение новопреставленного в этот день — к тридневной смерти Первенца из мертвых — ?исуса Христа. В постановлениях апостольских говорится: «Над умер?ими да празднуется день третий ради воскрес?его в третий день Спасителя» (кн. 8, гл. 42). «Девятины совер?аем, — говорит святая Церковь, — духовное таинство в том с известным и разумным вниманием сохраняя, сиречь: просим Господа Бога, да преставль?агося ду?а, молитвами и ходатайством девяти Ангельских ликов, идеже суть Божии святии, вселится и упокоится, по воскресении же и блаженства тех же Ангел и сожительства вкупе их да сподобится». Сороковой день отмечают по священной важности этого дня. «Четыредесять дней всемирный потоп пребысть. Об умер?ем ветхозаветном ?акове Писание говорит: «погребо?а погребатели ?зраиля, и скончася ему четыредесять дней: тако бо считаются дние погребения» (Ср.: Быт. 50, 3). Моисей прежде, нежели восприял скрижали закона Божия, пребысть на горе пред Господом дний четыредесять. ?лия четыредесять дний идя?е до горы Божия Хорив. Четыредесять дней жена по рождении очищается. Христос Бог на? постился четыредесять дней в пустыне и по воскресении Своем столько же дней на земле пробыл со учениками Своими, уверяя их в Своем воскресении. Четыредесять дней поста Святая предаде нам Церковь, мати на?а, к очищению от всяких нечистот» («Камень веры. О благотворении преставль?имся»).

Таким образом, Святая Церковь хочет сказать, что, как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия скрижалей закона, как ?лия в продолжение сорокадневного пути до?ел до горы Божией, и как Спаситель на? победил диавола сорокадневным постом, так и умер?ий сорокадневными молитвами утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы диавола и достигает Престола Божия, где обитают ду?и праведных.

Зная загробное состояние ду?и, то есть прохождение ею мытарств и явление к Богу для поклонения, Церковь и родственники, желая доказать, что помнят и любят почив?его, молят Господа о легком прохождении его ду?ой возду?ных мытарств и о прощении ее согре?ений. Освобождение ду?и от грехов составляет для нее воскре?ение для жизни блаженной, вечной. Поминовение новопреставленного совер?ается на третий, девятый и сороковой день. Напомним, что, согласно верованию Православной Церкви, первые два дня после смерти ду?а пребывает по земле, посещая места, где умер?ий совер?ал грехи или праведные деяния, но на третий день она перемещается в иной мир — мир духовный.

Три дня

Третий день после смерти человека называют еще третинами и поминают усоп?его, принося о нем Богу молитвы, — служат панихиду. В это время ду?а проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли, — вы?е уже упоминалось о мытарствах. Этот день для почив?его и для нас, еще живых, имеет прямое духовное отно?ение к воскресению Начальника жизни на?ей, положив?его начало на?ему блаженному воскресению. В третий день покойника хоронят. Церковь торжественно уверяет Своих чад, что Христос воскрес из мертвых и сущим во гробах даровал жизнь.

В третий день тело предается земле, а ду?а должна вознестись на небо: «? возвратится прах в землю, чем и был, а дух возвратится к Богу, Который его дал» (Еккл. 12, 7). ?так, по примеру Господа ?исуса Христа, воскрес?его из мертвых в третий день, служится панихида по усоп?ему, чтобы и он воскрес в третий день для бесконечной, славной жизни со Христом.

Девять дней

Согласно откровению Ангела преподобному Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усоп?их на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов Ангельских) связано с тем, что до сего времени ду?е показывали красоты рая, и только начиная с девятого дня, в течение остальной части сорокадневного периода, ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Стра?ного суда.

Сорок дней

Затем, успе?но пройдя через мытарства и поклонив?ись Богу, ду?а еще на протяжении остав?ихся дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день ей назначается место до воскресения мертвых. Некоторые ду?и спустя сорок дней оказываются в состоянии предвку?ения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Стра?ного суда. До этого все же возможны изменения в состоянии ду?, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв. Зная загробное состояние почив?ей ду?и, соответствующее на земле сороковому дню, когда ре?ается, хотя и не окончательно еще, участь почив?его, Церковь и родственники спе?ат ему на помощь. Служится в этот день панихида, чтобы, сколько зависит от нас, умилостивить Бога относительно почив?его.

Сорокоусты

Сорокоусты — это поминовения, которые совер?аются Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. «Сорокоусты, — пи?ет святой Симеон Солунский, — совер?аются в воспоминание Вознесения Господня, случив?егося в сороковой день после Воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умер?ий), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, был восхищен на облацех и так был всегда с Господом».

Дни — годовой, и в последующие годы дни кончины, дни именин, дни рождения — для христиан остаются навсегда памятными днями. Желая доказать, что смерть не расторгла духовного союза между живыми и умер?ими, христиане служат панихиды и молят Того, в Ком на?е спасение и жизнь, Кто Сам сказал нам: «Аз есмь воскресение и живот» (?н. 11, 25). Мы молим и надеемся несомненно на Его обещание услы?ать молящихся: «Просите, и дастся вам, ибо Я не хочу смерти гре?ника, за которого пострадал, пролил Свою кровь и которому теперь дарую жизнь... только веруй!